НЕЗНАКОМЫЙ ОБЛОМОВ

В петербургском "Балтийском доме" сыграли премьеру по знаменитому роману Гончарова

 

Все началось с работы над пьесой Михаила Угарова "Облом-off", а закончилось работой над ее первоисточником. Спектакль поставил Игорь Коняев - режиссер, чья предыдущая работа "Московский хор", сделанная в МДТ вместе со Львом Додиным, получила "Золотую маску" и стала одним из главных событий двух последних театральных сезонов.

В своей лихо сделанной истории, облетевшей всю Россию (в одной Москве идет аж три ее варианта), Михаил Угаров создал из Обломова отечественный вариант Питера Пэна, забавного мальчишки-барчука, решительно отказывающегося взрослеть. "Когда мы приступали к работе над пьесой Угарова, я клялся, что не прикоснусь к роману Гончарова", - утверждает Игорь Коняев. Однако в ходе репетиций постепенно среди милых холмиков угаровской истории стали проступать более глубинные слои, возник увесистый том романа Гончарова и уже не отпустил от себя.

Метод "сочинительской режиссуры", когда сценическое действо рождается прямо на репетициях в контакте непосредственно с великой прозой, привычен для самого Игоря Коняева, для художника Алексея Порай-Кошица и для исполнителя главной роли Петра Семака, принесших в театр "Балтийский дом" навыки работы в МДТ. Пьеса "Облом-off" стала трамплином, оттолкнувшись от которого пытались заново прочесть историю Ильи Ильича Обломова.

Красивый, сильный, тренированный человек, в порыве гнева с места легко вспрыгивающий на железную кровать, с бархатным голосом (от раската которого тоненько дребезжал стакан на тарелочке) существовал в больничном пространстве, которое для него явно было тесновато. Он не вписывался в унылые ряды кроватей, белых тумбочек, кафельных плиток пола, белых стерильных ширм-занавесок. Этот Обломов походил на атлета, по травме после изматывающих соревнований попавшего на больничную койку. Петр Семак играет не привычного лентяя и лежебоку, но человека смертельно уставшего: телом (ему мешают даже привычный видавший виды халат и дырявые шерстяные носки), душой, отказывающейся делать любые усилия. Он вяло отбивался от напора Штольца (Валерий Соловьев), натягивая парадный жилет и повязывая галстук. Можно было гадать, что именно утомило его, но крупность, природная цельность, ясность натуры не вызывали сомнений.

В поздних записных книжках Немировича-Данченко есть поразительная запись: "Страсть есть нечто совершенно реальное, а любовь - что-то невероятно исключительное, потому что любят не человека, а свое место около него". Любовь на сцене встречается еще реже, чем в жизни. Последние лет двадцать в театре не было ничего подобного эпизоду, где Обломов в исполнении Петра Семака слушает поющую Ольгу Ильинскую. Летят мощные звуки "Casta diva" (играющая Ольгу Елена Ушакова - стажер Академии Мариинского театра), Обломов молча смотрит на нее. И происходит невероятное: мы видим, как рождается любовь, как она поднимается теплой волной и затопляет этого человека. Любовь, обрушившаяся водопадом, пугающая, немыслимая, та полнота проживания жизни, которая почти болезненна. Радость от открывшегося нового мира здесь неотделима от боли и страха. Он произносит "Ольга меня любит" с тем ужасом, с каким говорят: "В доме пожар!" В настоящую любовь с неизбежностью входит чувство собственной ничтожности рядом с любимым, чувство невозможности счастья. Этот Обломов с ужасом вглядывается в себя: не могу, не достоин. Сцена прощания заканчивается на той ноте, когда понятно, что рвется сердце, лопаются сосуды, не выдерживает душа.

"У меня был удар", - объяснит он потом Штольцу. Он как будто становится меньше ростом, испуганно вздрагивает от любого стука. Благодарно принимает заботы Агафьи Матвеевны (Регина Лялеките), так уютно кутающей его в вязаные кофты, мелющей кофе, ловко подсовывающей после стопки водки хрустящий соленый огурец. Теплая привязанность к заботливой хозяйке не имеет ничего общего с только отгоревшей любовью. Раз воскресает прежний Обломов, который кричит в ответ на угрозу Штольца ввести сюда Ольгу, чтобы она увидела его, теперешнего, жалкого, опустившегося. Через всю сцену летит костыль: "Ради Бога уйди!"

После известия о смерти Ильи Ильича сжималось сердце, как будто из жизни ушел кто-то близкий, кто-то необходимый, кто-то редкий и уникальный и теперь жизнь вокруг стала беднее. Десятки и сотни представлений мы благополучно забываем на следующий день или через неделю. Забыть этого Илью Ильича Обломова вряд ли удастся.

Ольга Егошина ("Известия" 15.10.2003 г.)

КРИТИКИ ПИШУТ, ЗРИТЕЛИ ЧИТАЮТ

На главную

Hosted by uCoz