И дождь смывает все следы

В день рождения, тем более круглый, принято вспоминать не то, чего юбиляру следует стыдиться, но - чем он может гордиться. Петербуржцам, конечно, хочется гордиться великим и прекрасным городом, где процвела великая и прекрасная культура. Но все-таки город и культура достались нам в наследство - и тут можно испытывать гордость разве за то, что мы его не окончательно промотали. А вот что составляет действительную честь, достоинство, славу Петербурга сегодняшнего? Этот перечень, безусловно, открывается Эрмитажем, Мариинским и Малым драматическим театрами; именами Валерия Гергиева, Льва Додина, Алексея Германа, Александра Сокурова.

Лев Додин поставил "Дядю Ваню". Это замечательный спектакль - жесткий, внятный, депрессивный и легкий одновременно. От него остается ощущение чистоты, словно дождь, стекающий по стеклу во время ночной грозы второго акта, омыл всех и всё. И прояснились смыслы, и чисты линии ролей, и на чистый деревянный пол усадьбы Войницких вышли достойные люди. Их жизнь не удалась, но "надо жить", и они живут.

Считается, что "Дядя Ваня" - самая безысходная, мрачная чеховская пьеса. "Все жизни, свершив свой печальный круг, угасли", жизнь кончена, финальное Сонино "мы увидим все небо в алмазах" - лишь радость приближения смерти как освобождения: только умерев "мы отдохнем, дядя Ваня"...

Мне давно кажется, что Чехов написал почти счастливый финал. Гроза, выстрел Войницкого, крах надежд, любви, попыток вырваться - все пройдено и пережито, и наступает смирение. Привычные дела. Вафля бренчит на гитаре. Высохли листья после дождя. Высохли слезы после истерик. "Благословляю ежедневный труд", - пафос Цветаевой, быть может, тут излишен, но что-то благословляет финал "Дяди Вани". Правда, чтобы ощутить мудрость и тишину этой сцены, нужен опыт жизни. Чтобы, пройдя боль, слезы, предательства, разочарования, безнадежность, найти в себе силы превозмочь тоску по лучшей жизни, сесть за стол, обмакнуть ручку в чернила и начать считать гречку и постное масло: "2-го февраля масла постного 20 фунтов..."

Кто переживал подобное - поймет. Кто не переживал - пусть посмотрит "Дядю Ваню" в МДТ. В мировосприятии Додина наконец наступил покой. Он шел к нему десять лет. Через агрессию "Стройбата" и "Клаустрофобии", через неживую воду "Пьесы без названия" и мертвую грязь "Чевенгура". Он пытался обрести покой в "Молли Суини", но это был покой мертвецкой. Вообще долго все было устало и почти мертво: и "Вишневый сад", и "Платонов", и "Чайка", стало быть, Чехов не спасал. "Дядя Ваня" - первый за много лет спектакль, где действуют нормальные несчастные люди. Додин когда-то любил их в "Братьях и сестрах", потом презирал, ненавидел, раздражался ими, выворачивал наизнанку собственные спектакли, пародируя себя прежнего, чтобы выставить миру не человека, а тварь дрожащую. Его спектакли 90-х вызывали лично у меня ответное, адекватное им, чувство - чувство нелюбви. И вдруг - "Дядя Ваня". Ощущение, что разрядилось электричество, что человек перестрадавший возвращается к людям, которых давно покинул, и возвращается не для того, чтобы судить или оценивать их. Все так просто: "16-го февраля опять масла постного 20 фунтов... Гречневой крупы..."

Просторно. Похоже на загон. Сверху, над головами - стога сена. Будто левитановские "Стога", которые тот написал в чеховском кабинете в Ялте, разрослись в декорации Давида Боровского до натуральных размеров. С самого начала догадываешься - они опустятся в финале, обозначив земную жизнь Сони и дяди Вани. Так и происходит. Но весь спектакль в воздухе усадебной жизни, где с приездом Серебрякова и Елены Андреевны все сдвинулось со своих привычных мест, абсурдно висит то, чему надлежит прочно стоять на земле, - стога сена.

У этой сдвинутой жизни, пожалуй, есть одна настоящая опора - старая нянька Марина (Нина Семенова). Она точно знает, что "Бог милостив" и что от горя и боли надо выпить липового чаю. Этим она уверенно поддерживает и Астрова, и Соню, и Серебрякова, послушно идущего за нею пить тот самый липовый чай. Няньке Марине наследует Соня в своем финальном монологе. Никаких сантиментов, никаких слез. Она говорит про небо в алмазах и ангелов не нарочно, почти автоматически, сосредоточенно подписывая счета. Слова рождаются каким-то глубинным прозаическим знанием: "Бог сжалится над нами". Это такая же жесткая, ясная, уверенная правда, как и эти счета, как и нянькин чай. Соня говорит, а Войницкий плачет, сидя напротив, - большой, не повзрослевший ребенок, у которого прошла жизнь. Как известно, "во всем уезде было только два порядочных, интеллигентных человека", которых жизнь затянула "гнилыми испарениями", - Войницкий и Астров. Почему-то, тем не менее, Астрова часто играют обаятельным красавцем. В спектакле Додина и в том и в другом - Иване Петровиче и Михаиле Львовиче - отчаянно, безнадежно и безвозвратно потеряно нечто мужское: глушь, безлюдье, ежедневный труд, одиночество... Астров - Петр Семак специально некрасив, сумрачен, зажат, он надевает круглые очки, излагая сведения о лесах и лосях и понимая, как скучен Елене Андреевне... Этот усталый, неулыбчивый, очень провинциальный, именно что уездный доктор, только мертвецки напившись ночью, может сознаться - "становлюсь пошляком" и запеть. Его леса - та же работа, что и оперирование мужиков, умирающих под хлороформом. На вопрос, любит ли он Соню, он отвечает без тени кокетства, потому что, кажется, с трудом понимает, о чем вообще идет речь. Жизнь загасила "чувства тонкие, нежные, как цветы", и его внимание к Елене - не любовь, не страсть, это скорее процесс "ума холодных наблюдений и сердца горестных замет".

А Войницкий (Сергей Курышев) - и вовсе беспол: опухший, помятый, с какими-то свалявшимися волосами, человек, давно живущий в глухомани, пьющий в жару, мягкий и нелепый, какой-то "плюшевый", бескостный. Были ли у него вообще женщины? Так ухаживают, так стоят с цветами нелепые подростки, никогда не знавшие поцелуя... В минуту краха он утыкается в колени матери, будто не называл ее недавно "старой галкой": "Матушка, я в отчаянье". Его ночные рассуждения о потерянной жизни и мечты о Елене Андреевне - абсолютно пьяные откровения с самим собой. Додин находит как раз трезвые, необычайно точные мотивировки большого монолога: это узнаваемо, трогательно и очень смешно. Необидно смешно.

В этом спектакле нет музыки, не щебечут птицы. Несколько гитарных переборов Вафли (Александр Завьялов) и шум дождя.

Ночь, прошла гроза. Во время объяснения с Соней Елена Андреевна допивает бутылку вина, початую Астровым. Она весела, свободна, она пианистка и хочет играть. Это ее ночная воля, миг свободы, глоток воздуха после грозы - и она посылает Соню спросить разрешения у Серебрякова. Но музыка нужна Елене Андреевне сейчас, сию минуту. И пока Соня ходит, она "берет аккорды" на твердой крышке стола, где стоят пузырьки с лекарствами ("И харьковские, и московские, и тульские. Всем городам надоел своей подагрой", - саркастически заметил пьяный Астров). Серебряков не разрешает сесть за рояль - и тогда Елена ("была не была!") выстукивает мелодию на бутылочках... А потом резким движением опрокидывает их - и харьковские, и тульские. Жизнь свою нынешнюю опрокидывает. Когда-то в "Дяде Ване" Някрошюса герои нюхали духи Елены Андреевны из многочисленных бутылочек, стоящих на пианино, улавливая летучий аромат чего-то желанного, наркотического. В нынешнем "Дяде Ване" Елена играет свою мелодию на бутылочках с лекарствами, потому что ей не позволено пианино...

Когда Чехов написал "Дядю Ваню" и отдал в Малый театр, Театрально-литературный комитет, состоявший из петербургских профессоров Н. И. Стороженко, А. Н. Веселовского, И. И. Иванова, вернул ее автору на доработку, сочтя немотивированными многие поступки героев и указав, что характер Елены нуждается "в большем выяснении". В спектакле Малого драматического послушались профессоров и Елену (Ксения Раппопорт) точно "выяснили". В этом спектакле понятно, почему она, красавица, вышла за Серебрякова (Игорь Иванов): страстного, еще недавно сильного, а теперь трагически стареющего. Между ночными жалобами он вдруг привлекает Елену к себе, и она податливо, чувственно, с какой-то надеждой откликается. Они целуются (вы когда-нибудь видели, чтобы между Серебряковым и Еленой были отношения мужчины и женщины?). Еще недавно это была страсть, теперь Серебряков резко прерывает поцелуй: не стоит и начинать...

Елена Андреевна - Раппопорт не только очень красива, она естественна, честна, тактична, интеллигентна, искренна. Все обвинения в ее адрес напрасны. С мягким юмором, не раздражаясь, относится к Войницкому (повяжет косынку - и уводит его плясать, чтобы снять общее напряжение). Несколько лет назад Раппопорт уже играла эту роль в учебном спектакле курса В. М. Фильштинского, рядом с ней была Соня - Елена Калинина. Она и нынче прекрасная Соня: простые, продуманные интонации, прямота, некоторая суровость, никакой сладости и поднятых к небу глаз. В одной из сцен она выходит без привычной косынки, скрывающей прическу, - и ее волосы оказываются такими же пышными кудрями, как волосы Елены. Она почти так же хороша. Только вот угрюмая усадебная жизнь, скованность, одиночество... Узнав о том, что Астров не любит ее, она коротко отворачивается, чтобы никто не видел слез, чтобы сделать усилие, вдох - и примириться с действительностью. Эта Соня проста и горда.

Давно мы не видели здесь таких упоительных молодых актрис.

Нынче есть психологический театр, рассматривающий человека и его душевные движения под увеличительным стеклом. "Дядя Ваня" Додина не таков. Это спектакль несомненно психологический, но "крупного помола", мастерский, в лучшем смысле "академический", славный крупными актерскими личностями, соединенными в ансамбль "прославленных мастеров", и развитыми, откровенными реакциями. Это вообще очень актерский спектакль, и играют все - первоклассно, как-то вдруг освобожденно и всласть. Не жмут, не нагнетают. Как будто вдохнув воздуха после грозы, они отдаются движениям друг друга и общей мелодике спектакля. А Додин, читая Чехова, вдруг обнаруживает непредвиденные подробности. Не только дядя Ваня с букетом роз застает Елену Андреевну в объятиях Астрова. В финале, когда она прибегает в последний раз поцеловать доктора ("была не была!"), их застает вся честная компания во главе с Серебряковым. И его: "Кто старое помянет, тому глаз вон", - относится не к дяде Ване, а к ней...

Жизнь, рассыпавшаяся до конца, отнявшая у всех последние надежды и иллюзии, оставляет им только дело. "Надо, господа, дело делать!" Нянька вяжет чулок, Астров едет к больным, Соня наливает в пересохшую чернильницу чернила и, не глядя ни на Астрова, ни на дядю, садится работать. Жизнь состоит из простых вещей, ясных и потому безнадежных отношений, ежедневной работы. Там, за гробом, мы скажем, что мы страдали, что мы плакали, что нам было горько. Бог милостив. Жить помогает липовый чай.

Марина ДМИТРЕВСКАЯ (Петербургский ЧАС ПИК" № 22)

КРИТИКИ ПИШУТ, ЗРИТЕЛИ ЧИТАЮТ

На главную

Hosted by uCoz