Театральное чудо по имени Пётр Семак
Один из главных действующих лиц додинского театра, чья биография уже больше 20 лет связана с Малым драматическим театром. Народный артист России, Лауреат Государственных премий. Актёр, блестяще сыгравший Михаила Пряслина в программном спектакле МДТ - Театра Европы "Братья и сестры" по Ф.Абрамову, показавшим без прикрас правду о трудной военной и послевоенной жизни крестьян северной русской деревни.
Недавно 46-летний Пётр Семак сыграл главную роль в последней премьере театра - трагедии У.Шекспира "Король Лир". По мнению многих театралов, новый спектакль Льва Додина, вызвавший большой интерес публики, стал едва ли не главным событием завершающегося сезона. Пётр Семак любезно согласился ответить на вопросы читателей газеты и зрителей. Они касались не только недавней премьеры.
"Я ВЫРОС В УКРАИНСКОМ СЕЛЕ"
- Пётр Михайлович, расскажите, пожалуйста, о том, как Вы попали в театр под руководством Льва Додина?
- Ну, я совершенно обычный человек. Родился и вырос в украинском селе. В 17 лет решил стать артистом. Два года учился в Харькове, в Институте искусств. В какой-то момент я для себя понял, что если этому делу посвящать жизнь, то нужно все бросить и бежать из Харькова. В 1979 году я поехал в Ленинград. курс набирал опытнейший наставник Аркадий Иосифович Кацман, вторым педагогом был Додин, Удивительно, но меня приняли, на что я почти не надеялся.
- Почему?
- Да потому, что это было из области фантастики! Начались четыре года обучения в Театральном институте. И так всё сложилось, что через 4 года мой недавний учитель Л.А.Додин становится главным режиссером МДТ и приглашает меня в свой театр.
- А какой была студенческая жизнь в творческом ВУЗе?
-Мы очень много репетировали. Ежедневные занятия: хореография, движение, сценическая речь и, главное, актерское мастерство. Учили владеть телом, помогали ставить голос. Я, например, говорил с сильным украинским акцентом. И В.Н.Галендеев, наш педагог по речи, шутил: "Я этого хохла никогда не научу правильно говорить". Вообще это были самые лучшие годы. Мы приходили на Моховую к 9 утра и заканчивали репетиции не раньше 12 ночи. Представляете, и так все четыре года каждый день, Где-то через два месяца учебы на 1 курсе во мне осталось 50 кг веса, я падал в обмороки. Меня отпустили домой. Там я ел виноград и отсыпался, а потом вернулся и все по новой началось. Все-таки это было замечательное время. Мы были увлечены Достоевским. Репетировали "Братьев Карамазовых": это была такая профессиональная школа для нас, молодых, - прикоснуться к ролям мирового масштаба. Максим Леонидов очень хорошо репетировал Ивана Карамазова, а я - Митю. Нам всем было чуть за 20, и мы попадали в тот возраста, который есть у героев Достоевского. И этим было интересно.
КАК СТАТЬ АРТИСТОМ?
- Можно ли утверждать, что Петербург, словно магнитом, притягивал вас е себе?
- Когда я где-то в восьмом классе прочел "Преступление и наказание", я влюбился в этот город. До сих пор хожу и думаю: Господи, неужели я здесь живу. В душе я все равно эмигрант, неродившийся здесь человек, поэтому для меня Петербург - мистический, загадочный и одновременно ненавистный город. Порой мне хочется сбежать отсюда, но так уже втянулся, что вижу жизнь именно через Достоевского, глазами Достоевского.
- Наверное, поэтому среди самых дорогих вам спектаклей "Бесы" по Достоевскому, который идет аж 10 часов подряд.
- На роль Ставрогина в "Бесах" пробовали многих хороших актеров: И.Скляра, В.Захарьева, С.Курышева и покойного ныне Володю Осипчука. Репетировали мы больше трех лет. Были поиски, кто же больше подойдет на роль циничного Николая Ставрогина. Лет Абрамович провоцировал мое актерское самолюбие: "Вы играете Николая Ставрогина, а он должен быть аристократом, выглядеть франтом." Пришлось мне учиться держать спину прямой, по-аристократически курить. Я перестал спать ночами. Думал о роли везде - дома, в метро, на улице. Однажды, войдя к себе домой, в подъезд вызвал лифт и, продолжая репетировать, достал проездной билет. Вот тогда-то я понял, что это за профессия актера, когда она не отпускает тебя и надо изо дня в день трудиться. Не всегда получается и, порой, приходишь в отчаяние. Спектакль "Бесы" я люблю, но после него несколько дней отхожу. Мы не так часто играем, но мне обязательно надо перед ним настроиться. Бывает я ухожу куда-нибудь, чтобы вообще никого не видеть. В Достоевском очень важен настрой. Иначе невозможно. Нужно бесконечно искать ответы. Кажется, сегодня нашел, а через спектакль понимаешь, что нужно искать что-то другое. Достоевский бездонный автор и мучительный...
МОСКОВСКИЕ КАНИКУЛЫ
- Несколько лет назад прошел слух, что вы чуть ли не стали московским человеком. На эту тему было много пересудов. Внесите ясность. Что же тогда произошло?
- В 2001 году мы были на гастролях в Москве. Табаков, он ведь змей-искуситель, пригласил меня встретиться с ним, поговорить. Без обиняков он предложил мне с ходу: "Бросай Малый драматический. Давай к нам во МХАТ". И горы золотые сулил, и роли, и квартиру в центре столицы предлагал. Предложение выглядело настолько заманчиво, что я попросил месяц на размышление. Я думал целый месяц, и , подумав, сказал "нет". Подумал, никуда я не поеду, поздно мне менять свою жизнь радикально, и потом я, конечно, понимал, что это уже не тот старый МХАТ. Но Табаков продолжал звонить, предлагал какие-то роли. Роман по телефону продолжался около года, пока я не разругался в своем театре с администрацией.
- Из-за чего, если не секрет?
- Как всегда, из-за ерунды, но почувствовал себя обиженным, имеющим моральное право бросить МДТ. В такие минуты, в состоянии аффекта, когда тебя оскорбили, вспоминаешь все обиды, как тебя унижали, ни во что не ставили. Ужасное состояние. Я тут же написал заявление об уходе, что, мол, не желаю работать в крепостном театре. Меня попросили переписать заявление, чтобы от такого у Льва Абрамовича не случился инфаркт.
Додин позвал меня в кабинет. Мы долго беседовали, обсуждали создавшееся положение. Решили, что я не ухожу насовсем. В конце концов, чтобы потом всю жизнь не думать, что тебя позвали, а ты даже не попробовал. И не думать, что мог бы случиться новый поворот в твоей жизни, а я не использовал свой шанс. Я не собирался обрубать концы с МДТ. Полгода я мотался между Москвой и Петербургом. Я играл практически все свои старые спектакли. Но время показало: я в Москве не прижился. Играл в итальянской комедии положение "С четверга до четверга". Мне казалось, что комедия требует даже более тщательной подготовки, чем драматический спектакль. И тут мы с Олегом Павловичем разошлись. Я хотел больше репетировать, а мне одна московская артистка заявила: "Тут тебе не "Братья и сестры". И я ушел от них в никуда. Закончились мои московские каникулы.
ОТ ЛЮБВИ ДО НЕНАВИСТИ
- Всё, что ни делается - всё к лучшему, Вы попробовали и вернулись домой. Что же было дальше?
- И тут возник "Дядя Ваня" А.П.Чехова, которого мы поставили быстро. После "Вишневого сада", "Пьесы без названия", "Чайки" - "Дядя Ваня" легко выдохнулся. Я помнил К.Ю.Лаврова в роли Астрова в спектакле БДТ, но в тот момент решил, что нужно забыть про прежних великих исполнителей роли Астрова, так как это давит на сознание. Астров, Дядя Ваня живут, как два бобыля и вдруг в эту деревню приезжает петербургская красавица Елена Андреевна (ее роль играет Ксения Раппопорт). Конечно, они сходят с ума, влюбляются в нее. Как видите, история вполне сельская.
- Ваш Астров с воодушевлением и страстью целует Елену, буквально впивается в нее. Позвольте поинтересоваться, а жена после спектакля не ревнует?
- Да, она уже привыкла, - как-то весело произнес Пётр Семак.
- Ещё умудрились там спеть старинную песню "Вдоль по Питерской".
- Специального музыкального образования у меня нет. Я ведь вырос в сельской местности. Ну, а поскольку все хохлы поют, то и я попробовал. Это не вокал, а своего рода игра, музыка души моего героя.
- Последняя премьера в МДТ - "Король Лир". Почему по ваше мнению Додин именно сейчас обратился к Шекспиру?
- Выбор не случаен. Шекспир - современен. Льва Абрамовича давно волновала тема власти и нравственности. Мы репетировали больше двух лет.
- По шекспировской пьесе Лиру - 80 лет. Он и сам в этом признается: "Мне 80 лет, не больше и не меньше".
- Да, король говорит эти слова в сцене встречи в Корделией, то есть к моменту, когда он уже пережил столько бед, что вправе спросить: "Зачем вы меня вытащили из этой могилы?" Он может ощущать себя и на 80 лет, но еще вопрос - нежно ли нам дверять словам самого Лира. Мне кажется, что ему может быть меньше. Могло быть вполне и 45-50 лет, если у него такие молодые дочери.
- Как у вас в спектакле?
- Ну, да, как и у Шекспира, а не только у нас.
- Однако всегда старшую и среднюю играли сложившиеся опытные актрисы.
- Обычно так все и получалось. Пока артист дослужится до таких ролей, играть королев, королей, то ему уже лет 70-80 и, естественно, тогда Корделии должно быть где-нибудь под 50, а уже старшим сестрам Гонерилье и Регане - все 60, и тогда теряется интерес к истории.
- Если король Лир не очень старый, еще не в маразме, то почему он совершает такие неразумные с точки зрения здравого смысла поступки?
- Все интересуются этим вопросом. Однозначно я не могу ответить - почему ему так захотелось отдать власть. Я фантазирую на эту тему до сих пор. Лир - человек, наделенный такой властью, о которой я могу только догадываться. Наша история не политическая, хотя без этого совсем тоже нельзя обойтись. Но человек дожил до такого момента, когда понял: в жизни у него больше ничего не осталось, кроме этих трех девочек.
В любой момент человек может умереть, а власть и королевство с собой туда не унесешь. У Лира есть потребность в любви. Даже, если он знает, что они не очень его любят, и особенно старшая - Гонерилья (ее играет Елизавета Боярская). Есть большая любовь к младшенькой Корделии (Дарья Румянцева) и ему кажется, что это сейчас должно проявиться в ней. Но оказывается девочка - полная неожиданность. Уже лучше бы она смолчала или сказала неправду, чем ту правду, которая существует, но не всегда ее надо говорить. Особенно детям родителям, как бы они не проявлялись, Старшие, чувствуя свою ненужность для молодых, начинают испытывать боль, ощущать свою ненужность в новой жизни. Это закон природы. Скорее всего вопрос даже не в том, почему Лир делит королевство между дочерьми, а почему он бунтует. Лир бунтует против закона природы. Почему он, такой прекрасный человек, как он себя ощущает, который столько сделал для всех, завоевал эту Британию, создал огромное сильное государство, должен почему-то уйти, умереть и с собой ничего не унести...
- И даже не услышать слов любви в свой адрес от родных дочерей.
- Да, такие простые вещи заложены в трагедии Шекспира. Такие потрясающие мысли, но сам сюжет он же тоже очень простой, как мексиканский сериал. Вот так я думаю.
ТЕАТР - ЧУДО, КОТОРОЕ ВОЗНИКАЕТ В ТЕБЯ ВНУТРИ
- Пётр Михайлович, зачем девочки и мальчики рвутся поступать в Театральный институт. Все хотят быть артистами, а почему, и сами объяснить не могут. Как вы думаете?
- Одни, поступив, думают, что вот теперь начнется все: кино, слава, деньги... А ничего не происходит, и порой случаются трагедии. Другим, наверное, интуиция подсказывает. Многие вещи передаются даже на генетическом уровне. какая-нибудь девочка из провинции, никогда не видевшая ни только королей, но и живого театра, может сыграть королеву, принцессу так убедительно, что только руками разводишь.
- Ходят легенды про свой, особый мир Малого драматического театра.
- Да. Чего только о нас не говорят. Что все у нас похожи на Додина. И даже актрисы говорят голосов Льва Абрамовича и... отпускают бороды. А если всерьез, то мы живем одной семьей, где делим все радости и печали. Конечно, наш главный режиссер человек непростой. Он строг, требователен, бывает деспотичен, но, наверное, другого пути нет. Особенно для русского репертуарного театра.
- Какие бывают самые непредсказуемые реакции зрителей?
- Как-то играем "Зимнюю сказку" Шекспира. Я - в образе жестокого короля Сицилии Леонта, который заключает свою жену Гермиону (Наталья Акимова) в тюрьму, подозревая ее в измене. И в этот момент вбегает слуга со словами: "Король! Наследный принц от страха и волненья за королеву умер..." В зале одна бедная женщина в крик: "Ах, довели ребенка!"
Она поверила в происходящее настолько сильно, что возглас вырвался невольно, она полностью забыла, что находится в театре, что смотрим спектакль по пьесе, написано 400 лет назад. Вот, что может делать с человеком театр. Фантастика театра - это чудо, которое возникает у тебя внутри.
Человек среднего возраста, с седыми висками, с опытом прожитой жизни, он способен оказывать на зрителей магическое воздействие. Разговор с ним превращается в глубокое размышление о природе творчества. Он человек театра, как говорится, до мозга костей.
Давид КАНТОР (Газета "Вести" 12 августа 2006г. )