В МОСКВУ, В МОСКВУ!
                                                                                          Табаков пополняет труппу МХАТа
                                                                                                                                     15.05.02.

Сперва в Художественный театр пришел артист Театра Моссовета Андрей Ильин. Предложение сделали и Домогарову - но он отказался. Затем в труппу был принят ведущий артист Саратовского академического театра драмы Владимир Краснов, друг Олега Табакова по пионерскому драмкружку. Борис Плотников пришел во МХАТ из Центрального академического театра армии, Валерий Хлевинский - из "Современника". Переезжает в Москву и Петр Семак, один из ведущих артистов Льва Додина. Во МХАТ могут перейти и актеры питерского театра Ленсовета Михаил Пореченков и Константин Хабенский. Олег Табаков формирует труппу.

Сегодняшний художественный руководитель должен быть хорошим менеджером. Более того: ему нужно уметь дружить и с распоряжающимся выделенными на культуру деньгами начальством, и со спонсорами. Табаков это умеет и деньги у него есть - к тому же каждого из приглашенных ему удалось заинтересовать ролями.

Петр Семак репетирует в "Табакерке", Валерий Хлевинский скорее всего будет играть в "Горячем сердце". Борис Плотников играет в "Кабале", а Константин Хабенский и Михаил Пореченков - во мхатовской "Утиной охоте". В прошлом сезоне мхатовским артистом стал и "доктор Угол": Игорь Угольников дебютировал на сцене Художественного театра в "Девушках битлов", а потом его взяли в штат, и он будет играть в спектакле "Гамлет в остром соусе".

Нечто подобное происходило в Художественном театре и в давно прошедшие времена, когда его возглавил Олег Ефремов. Он пришел сюда и увидел, что труппа слаба: мхатовские старики были изумительны, зато не было хороших артистов среднего поколения. В советскую пору статус артиста МХАТа значил очень многое, и мало-помалу театр стал блатным местом. В его труппу брали не столько по таланту, сколько по родству (выпускнику Школы-студии МХАТ Ефремову в ней места не нашлось). Когда Ефремова позвали на царство, театр был переполнен посредственностями.

И Ефремов начал приглашать в него хороших актеров. Смоктуновский, Калягин, Лаврова, Евстигнеев - он собрал лучшую в Москве труппу и (на какое-то время) сделал хороший театр. Штат был перегружен, и тогда Ефремов решился на раздел МХАТа. А потом сюда пришел Олег Табаков и увидел, что "старики" хороши, а среднее поколение не совсем удовлетворительно, и начал собирать новых актеров... На этом сходство заканчивается: Ефремов пытался выстроить театр вокруг идеи, Табаков создает его как крепкое предприятие.

Судьба театра равна судьбе возглавляющего его человека; МХАТ начал разрушаться, когда Ефремов внутренне сдал, а это было связано с тем, что конец минувшего века оказался жесток к общественным и театральным идеалам. Для Табакова важна не идея, а дело, причем успешное - время проверит на крепость и такую модель театра.

Петр Семак: В Москве больше солнца

Звезда петербургского Малого драматического театра учился и сформировался как артист у Льва Додина И долгие годы живет в состоянии хронической "недоигранности". В обновляющемся МХАТе Семаку даны несколько ролей (в "Чайке", "Амадее", "Отрубленных головах" и "Горячем сердце") и обязанность завоевывать "место под солнцем".

- Уйти от Додина - решение смелое...

- Решение трудное. Видите ли, работая в нашем театре, практически невозможно вырваться куда-то - вне зависимости от того, насколько ты занят в репертуаре. Ни в другой театр, ни в кино: здесь это, мягко говоря, не приветствуется. Сейчас я ушел из штата МДТ и работаю по контракту, я занят в шести спектаклях. Просто очень трудно годами ждать новой роли. И ее не получать. В этом театре я "родился", вырос. Но вот сейчас чувствую: что-то сломалось здесь. И, поверьте, это не сиюминутное ощущение.

- Вы же о своей "недоигранности" прямо сказали Льву Додину?

- Сказал... Но жизнь идет, и ждать становится опасно. МДТ блестящий, яркий театр, театр замкнутый в самом себе. Может быть, отсюда и этот разлад. Мы стоим как бы особнячком, мы выделены из театрального мира: с одной стороны, это даже хорошо - такая исключительность. С другой...

- Не опасаетесь, что растворитесь в Москве?

- Опасаюсь, конечно. Знаю эту способность столицы. Но мне интересно, мне хочется новых серьезных ролей в старом и обновляющемся легендарном театре. Но пока я буду говорить об этом осторожно. Еще только начинаются репетиции. Нам еще предстоит друг к другу привыкать... Знаете, чем Москва отличается от Питера? В Москве больше солнца.

Олег Табаков:

- Петр Семак мне интересен, он яркий артист. Я предложил ему роли, которых он был лишен в МДТ. Мне кажется, он удачно соединится со мхатовскими актерами. В "Амадее" я предложил ему роль Императора. Меня интересует не император-царедворец, а император-солдат, и уверен, что у Семака получится. Думаю, что и во мхатовской "Чайке" Семак будет органичен. Предложу ему роль и в "Табакерке" в спектакле "От четверга до четверга". В нем есть комедийное начало, я это вижу, и его нужно раскрыть, чего не происходило в МДТ. В общем, надеюсь, будет интересно.

Юлия КАНТОР, Санкт-Петербург

На главную

КРИТИКИ ПИШУТ, ЗРИТЕЛИ ЧИТАЮТ



Hosted by uCoz