Сперва в Художественный
театр пришел артист Театра Моссовета
Андрей Ильин. Предложение сделали и
Домогарову - но он отказался. Затем в
труппу был принят ведущий артист
Саратовского академического театра
драмы Владимир Краснов, друг Олега
Табакова по пионерскому драмкружку.
Борис Плотников пришел во МХАТ из
Центрального академического театра
армии, Валерий Хлевинский - из "Современника".
Переезжает в Москву и Петр Семак, один
из ведущих артистов Льва Додина. Во
МХАТ могут перейти и актеры питерского
театра Ленсовета Михаил Пореченков и
Константин Хабенский. Олег Табаков
формирует труппу.
Сегодняшний художественный
руководитель должен быть хорошим
менеджером. Более того: ему нужно уметь
дружить и с распоряжающимся
выделенными на культуру деньгами
начальством, и со спонсорами. Табаков
это умеет и деньги у него есть - к тому
же каждого из приглашенных ему удалось
заинтересовать ролями.
Петр Семак репетирует в "Табакерке",
Валерий Хлевинский скорее всего будет
играть в "Горячем сердце". Борис
Плотников играет в "Кабале", а
Константин Хабенский и Михаил
Пореченков - во мхатовской "Утиной
охоте". В прошлом сезоне мхатовским
артистом стал и "доктор Угол":
Игорь Угольников дебютировал на сцене
Художественного театра в "Девушках
битлов", а потом его взяли в штат, и он
будет играть в спектакле "Гамлет в
остром соусе".
Нечто подобное происходило в
Художественном театре и в давно
прошедшие времена, когда его возглавил
Олег Ефремов. Он пришел сюда и увидел,
что труппа слаба: мхатовские старики
были изумительны, зато не было хороших
артистов среднего поколения. В
советскую пору статус артиста МХАТа
значил очень многое, и мало-помалу
театр стал блатным местом. В его труппу
брали не столько по таланту, сколько по
родству (выпускнику Школы-студии МХАТ
Ефремову в ней места не нашлось). Когда
Ефремова позвали на царство, театр был
переполнен посредственностями.
И Ефремов начал приглашать в него
хороших актеров. Смоктуновский,
Калягин, Лаврова, Евстигнеев - он собрал
лучшую в Москве труппу и (на какое-то
время) сделал хороший театр. Штат был
перегружен, и тогда Ефремов решился на
раздел МХАТа. А потом сюда пришел Олег
Табаков и увидел, что "старики"
хороши, а среднее поколение не совсем
удовлетворительно, и начал собирать
новых актеров... На этом сходство
заканчивается: Ефремов пытался
выстроить театр вокруг идеи, Табаков
создает его как крепкое предприятие.
Судьба театра равна судьбе
возглавляющего его человека; МХАТ
начал разрушаться, когда Ефремов
внутренне сдал, а это было связано с тем,
что конец минувшего века оказался
жесток к общественным и театральным
идеалам. Для Табакова важна не идея, а
дело, причем успешное - время проверит
на крепость и такую модель театра.
Петр Семак: В Москве больше солнца
Звезда петербургского Малого
драматического театра учился и
сформировался как артист у Льва Додина
И долгие годы живет в состоянии
хронической "недоигранности". В
обновляющемся МХАТе Семаку даны
несколько ролей (в "Чайке", "Амадее",
"Отрубленных головах" и "Горячем
сердце") и обязанность завоевывать
"место под солнцем".
- Уйти от Додина - решение смелое...
- Решение трудное. Видите ли, работая в
нашем театре, практически невозможно
вырваться куда-то - вне зависимости от
того, насколько ты занят в репертуаре.
Ни в другой театр, ни в кино: здесь это,
мягко говоря, не приветствуется. Сейчас
я ушел из штата МДТ и работаю по
контракту, я занят в шести спектаклях.
Просто очень трудно годами ждать новой
роли. И ее не получать. В этом театре я
"родился", вырос. Но вот сейчас
чувствую: что-то сломалось здесь. И,
поверьте, это не сиюминутное ощущение.
- Вы же о своей "недоигранности"
прямо сказали Льву Додину?
- Сказал... Но жизнь идет, и ждать
становится опасно. МДТ блестящий, яркий
театр, театр замкнутый в самом себе.
Может быть, отсюда и этот разлад. Мы
стоим как бы особнячком, мы выделены из
театрального мира: с одной стороны, это
даже хорошо - такая исключительность. С
другой...
- Не опасаетесь, что растворитесь в
Москве?
- Опасаюсь, конечно. Знаю эту
способность столицы. Но мне интересно,
мне хочется новых серьезных ролей в
старом и обновляющемся легендарном
театре. Но пока я буду говорить об этом
осторожно. Еще только начинаются
репетиции. Нам еще предстоит друг к
другу привыкать... Знаете, чем Москва
отличается от Питера? В Москве больше
солнца.
Олег Табаков:
- Петр Семак мне интересен, он яркий
артист. Я предложил ему роли, которых он
был лишен в МДТ. Мне кажется, он удачно
соединится со мхатовскими актерами. В
"Амадее" я предложил ему роль
Императора. Меня интересует не
император-царедворец, а император-солдат,
и уверен, что у Семака получится. Думаю,
что и во мхатовской "Чайке" Семак
будет органичен. Предложу ему роль и в
"Табакерке" в спектакле "От
четверга до четверга". В нем есть
комедийное начало, я это вижу, и его
нужно раскрыть, чего не происходило в
МДТ. В общем, надеюсь, будет интересно.
Юлия КАНТОР, Санкт-Петербург
|