Муж снова уехал в командировку. Это не
анекдот, а начало пьесы Альдо де Бенедетти
«От четверга до четверга». Сей итальянец
пишет милые пустяки, обеспечивающие
актерам далеко не пустяшный прокорм, и
одна из таких комедий -- «Сублимация любви»
-- давно занимает почетное место в
репертуаре «Табакерки». Почетнее некуда: в
главных ролях сам худрук и прима театра
Марина Зудина. Но в новом «бенедетти»
Табаков не играет, он вместе со своим
учеником Александром Назаровым значится
постановщиком. На роль командировочного
ревнивца приглашен Петр Семак.
Человеку нетеатральному фамилия Семак
мало что скажет. Ну Семак, и Семак.
Однофамилец-футболист из ЦСКА куда более
известен широким народным массам, чем
петербургский актер. В сериалах замечен не
был, в кино не привлекался, родственников в
Москве не имеет. Все его «родственники» -- в
Малом драматическом театре у Льва Додина,
в самой сильной труппе России, а сам Семак
-- актер поразительный, трепетный, умелый --
сыграл в свои 42 года роли, способные
вызвать приступ профессиональной зависти
у любого коллеги. Хватило бы одного Мишки
Пряслина в легендарных «Братьях и сестрах»,
но после этого были еще и Ставрогин в «Бесах»,
и Дорн в «Чайке», и Райс в «Молли Суинни».
Хотя почему были? Все эти роли Семак
продолжит играть, но для этого ему теперь
придется по нескольку раз в месяц
совершать путешествие из Москвы в
Петербург. С нового сезона Семак,
соблазненный посулами Олега Табакова, --
артист Художественного театра, а роль мужа,
вернувшегося из командировки, -- его дебют
на московской сцене. Как и положено
персонажу классического анекдота, его
герой ревнует жену (Дарья Калмыкова),
ругается с тещей (Ольга Блок-Миримская) и
шпионит за неверной супругой с помощью
детективного агентства «Смотрю и вижу».
Анекдот не то чтобы очень смешной, но
вежливый благожелательный смех в зале
звучит. Оно и понятно: скажи «теща» -- уже
смешно.
Ольга Блок-Миримская в финале срывает
самые горячие аплодисменты. Для народной
любви нужно не так уж много -- выходя на
сцену, вальяжно поколыхать «конфигурациями»,
реплики подавать смачно, сопровождая
итальянские шутки эффектными жестами в
сторону и вверх. Короче, люби себя, и люди к
тебе потянутся.
В фильме Альмодовара «Все о моей матери»
есть чудесный вставной фрагмент с
монологом жизнелюбивого трансвестита по
кличке Наша Радость. К началу
представления не явилась актриса, нужно
возвращать зрителям деньги. Наша Радость
спасает положение -- рассказывает о своей
жизни. О любви к своему телу, которое
стоило недешево (одни силиконовые сиськи --
70 тысяч песет!), и о том, что она всегда
дарила радость людям. Успех потрясающий --
никто и не вздумал требовать деньги назад.
Блок-Миримская в роли жизнелюбивой тещи
была как две капли воды похожа на Нашу
Радость. Этакая персонификация
театральности -- со всеми ее до боли
знакомыми достоинствами и недостатками.
Если бы в минувшее воскресенье, когда в «Табакерке»
из-за неявки артиста отменилась
генеральная репетиция «От четверга до
четверга», она вышла на сцену, ни одна
собака не побежала бы в кассу качать права.
Блок-Миримская -- идеальная актриса для
жанра «бенедетти». Семак рядом с такой «тещей»
смотрелся хлипковато. Но ничего, пусть
работает над собой и ролью. Сыграет в паре-тройке
таких комедий -- научится. Не боги горшки
обжигают.
Петр Семак: Огород городить
стоило
-- Что послужило причиной вашего перехода
во МХАТ?
-- Творческий поиск. Хочу попробовать себя
с другими партнерами, другими режиссерами.
-- Как вам удалось нарушить строгий режим
МДТ и сохранить с театром хорошие
отношения?
-- Конечно, мой шаг не понравился коллегам в
МДТ. Но мы в конце концов живем в свободной
стране, и каждый волен поступать так, как
он считает нужным. Никакого давления я не
испытываю. Все остается в рамках приличий.
-- В спектакле «Аркадия» вы сотрудничали
с БДТ Товстоногова и приглашенным
режиссером Эльмо Нюганеном. Какие у вас
остались впечатления?
-- Самые светлые. Эльмо -- мой лучший друг. Он
увидел меня в «Бесах» и решил поработать
со мной во что бы то ни стало. Огромная
благодарность ему и Кириллу Юрьевичу
Лаврову за то, что они с пониманием
относились ко мне: я выпадал иногда из
репетиционного графика из-за гастролей
МДТ. Конечно, самые теплые воспоминания
остались от работы с Алисой Бруновной
Фрейндлих, Андреем Толубеевым и всеми
остальными.
-- В каких спектаклях вы будете заняты в
Москве?
-- В «Табакерке» я приступил к репетициям
Хлудова в булгаковском «Беге». Елена
Невежина, как мне кажется, отличный
режиссер. Седьмого октября первый раз
сыграю австрийского императора в
мхатовском «Амадее». Потом -- Дорн в «Чайке»
и роль в «Горячем сердце» Евгения
Каменьковича.
-- Однако дебютировали вы в Москве в
комедии Альдо де Бенедетти. Стоило ли из-за
этого огород городить?
-- Стоило. Я никогда не играл в таких
комедиях, и мне хотелось попробовать.
-- Может быть, дело в деньгах?
-- Не буду отвечать. Скажу только, что за
квартиру в Москве я плачу сам, дорогу в
Питер и обратно оплачиваю из своего
кармана.
-- После одного из самых тяжелых
спектаклей Малого драматического актер
Сергей Бехтерев съедает вареную курицу
целиком. А вы как расслабляетесь?
-- Могу с друзьями посидеть. Чаще сразу иду
домой и ложусь спать. А бывает, так устаю,
что остаюсь в театре и сплю в гримерке.
-- Есть ли роли, которые вы не будете
играть ни при каких обстоятельствах?
-- Нет. Главное -- чтобы меня зацепило. Я еще
многого не сыграл, и мне многое интересно.Беседовала
Екатерина ВАСЕНИНА