Петр
Семак:
«Из
Петербурга в Москву и ОБРАТНО»
Актер Малого
драматического театра – Театра Европы Петр
Семак значится в списке
номинантов
грядущей юбилейной «Золотой маски» - за
роль Астрова в спектакле Льва
Додина «Дяда
Ваня». Впрочем, поговорить мы собирались
давно, с тех пор как он
вернулся из
Москвы, и года не пробыв в труппе МХАТа п/р
Олега Табакова. Звоню
Семаку домой
часов в десять утра, чтобы договориться о
встрече. Утро такое морозное,
что нос даже из-под
одеяла высовывать не хочется. Жена отвечает:
«А он бегает». Я даже
не поняла
сначала: «Как бегает?» - «Да так, вместо
зарядки». Через полчаса снова номер
набираю, на сей
раз подходит дочка Настя. «Нет, - говорит, -
еще не пришел. Он обычно
часа полтора
бегает. Мы даже волнуемся иногда». В итоге
все же договорились, встретились
днем, в театре,
взяли чаю в буфете. Я говорю: «Ты, Петь, кури,
не стесняйся. За разговором
в самый раз». А
он мне: « Да не курю я. Бросил». Чувствую: не
узнаю человека. Почти с
детства (с
моего, конечно, детства) знакомы, а не узнаю.
Что-то появилось в Семаке новое,
неуловимое.
В одном была уверена: это «что-то –
правильное, позитивное».
— Давай начнем все же с твоего возвращения в Петербург. Все уезжают, а ты вот вернулся. Это здорово, рады очень. Но все же — почему? Ты вернулся потому, что Додин предложил тебе сыграть в «Дяде Ване»?
— Нет. Это случилось уже
после Москвы. Я встретил Валерия
Николаевича Галендеева, своего педагога по
речи, который на всех спектаклях с Додиным
работает. И он мне говорит: «Это я от себя
спрашиваю, не
по чьей-то
просьбе: не сыграли бы вы, Петя, дядю Ваню?»
Конечно, я согласился. Но дядю Ваню я
репетировал всего одну репетицию, после
чего меня Додин спросил: «Может, Петя, вы
попробуете Астрова?»
— Не удивило тебя такое предложение?
— Да меня в этом театре
уже ничего не удивляет. Тут столько всего
было неожиданного и парадоксального! Не
скрою, дядю Ваню сыграть очень хотелось. Но
я успокоил себя той мыслью, что Войницкого
еще и через десять лет смогу сыграть, Астров
все-таки помоложе.
— На одной из пресс-конференций, которую Табаков давал в Питере, кто-то из журналистов про тебя спросил и получил ответ: «Семак разочаровался в том театре, куда намеревался перейти».
— Нет, это не так. Дело
не в театре, а во мне. Меня же во МХАТ сватали
еще в 2001 году, когда я играл в Москве
премьеру «Чайки» со шрамом на лбу. На
репетиции ехал на велосипеде, не вписался в
поворот и
полетел со сцены головой в ступеньку.
Вот ты смеешься, а я чуть насмерть не убился.
— Говорят, лобная кость — самая прочная в человеческом организме.
—
Вот она и выдержала. Но шрам был огромный. А
через десять дней я уже играл премьеру в
Москве в таком ортопедическом «ошейнике»,
потому что обнаружили еще и надрыв шейных
связок. С таким «воротником» я был похож на
Шекспира, тем более что лоб у меня был
выбрит, а по бокам волосы, наоборот, отросли,
и борода с усами тоже. Так что вся Москва
ломала голову над необычным решением роли
доктора Дорна. В таком же виде я получал
Государственную премию в Кремле за «Аркадию»
из рук президента России. На его вопрос: «Что
случилось?» — ответил: «Искусство требует
жертв». Вот тогда Олег Павлович мне первый
раз предложил перейти к нему во МХАТ. Я
подумал месяц, решил, что поздно в 41 год
менять свою жизнь, и отказался. После этого
Табаков мне непрерывно названивал,
предлагал то одну роль, то другую. А потом я
как-то поскандалил с администрацией нашего
театра и подумал: «Поеду в Москву, пока
зовут, а то ведь потом не позовут, а я всю
жизнь жалеть буду, что не попробовал».
Написал заявление об уходе — и поехал. Попробовал
— и убедился, что по-настоящему в жизни любят
только один раз.
— Чего в Москве больше всего не хватало?
— Да, наверно поздно в
этом возрасте искать новый дом, новых
друзей. А потом, в нашем театре мы так хорошо
друг друга знаем и понимаем, что никаких
слов не нужно. В Москве же, чтобы сыграть
какую-то простую вещь, столько
объяснять приходилось!
— А когда этой осенью на фестивале «Балтийский дом», который в Москве проходил, играл Обломова, какие чувства испытал?
—Да такие же, как обычно.
Хоть в маленьком зале под крышей Театра
имени Моссовета первые двадцать минут
действия нависла напряженная тишина, а в
первом ряду, прямо передо мной, сидел автор
пьесы Михаил Угаров, который в Москве сам
эту пьесу поставил. Но все равно мы победили.
Приняли они нашего Обломова.
— Тебе самому с этим персонажем интересно было разбираться?
— Очень. Хотя сначала, когда я пьесу
Угарова прочитал, сказал режиссеру Игорю
Коняеву: «Слушай, я, видимо, ничего не
понимаю в этой современной драматургии». А
Игорь спокойно так ответил: «Я тебе все
объясню». Потом предложил: «Давайте
Гончарова почитаем». У Гончарова все так по
полочкам разложено, будто он систему Станиславского
прочитал прежде, чем роман писать. Оставалось
только выйти на сцену и сыграть.
— О чем, как тебе кажется, этот спектакль?
— Во-первых, не об
инфантилизме, о котором пьеса Угарова.
Думаю, у нас, как и у Гончарова, это история о
том, что в моменты смены формаций всегда
есть люди, которые не находят себя в новом
мире и которых этот мир выбрасывает. Потому
и с Ольгой у Обломова ничего не получается,
хотя он и страстный человек. Но страсть —
это же не любовь. Игорь Коняев в личных
письмах Гончарова нашел такое определение:
«Страсть есть только неумеренное влечение
к идеалу любви». В Москве журналист, ведущий
театральной передачи, нам рассказал, что
там есть несколько режиссеров, которые
берут для постановки, скажем, пьесу
Островского, собирают актеров и говорят: «Ну
а теперь поборемся с классиком». Мы
бороться с классиком не стали. Нам хотелось
дотянуться до Гончарова.
— И все-таки ты после Москвы выглядишь как-то по-новому. Как будто вдруг ответил на какой-то важный для тебя вопрос и успокоился. Не можешь эти перемены объяснить?
— Наверное, так. Раньше
я боялся уйти из Малого драматического. Во-первых,
мне казалось, что буду выглядеть
предателем. Во-вторых, чувствовал себя, как
житель острова, который страшится большой
жизни где-то на материке. А теперь я ничего
не боюсь и знаю, что нахожусь в этом театре
по своей воле.
—
Судя по «Дяде Ване», в самом Малом драматическом
что-то меняется: в этом последнем чеховском
спектакле жажды жизни гораздо больше, чем «Бесах»,
«Чевенгуре» и даже «Чайке».
—
Я думаю, мы почувствовали наконец суть
трагикомедии, трагифарса. Этот жанр очень актуальный, но
очень трудноуловимый. Он похож на
вдохновение: никогда не знаешь, что надо
сделать, чтобы оно пришло и ты взлетел. Но
без этого смешения жанров получается или
скучная комедия, или мрачная трагедия. А в «Дяде
Ване» все соединилось органично, как в
жизни. Иногда мне даже кажется, что мы не
играем ничего. Давно, еще в годы моей учебы в
институте, я слышал, как Юрий Соломин
рассказывал про кого-то из стариков
московского Малого театра: «Он выходил на
сцену и говорил спокойно, без напряжения, не
форсируя голос, а слышно его было на всех
ярусах. Мы же, вчерашние студенты, пытались
говорить «с подачей», громко, но слышали нас
зрители далеко не всегда. Однажды я
подошел к этому старому актеру и спросил, в
чем секрет его мастерства, на что он мне
ответил: «А я в старости стал все чаще
задумываться над тем, как бы вот так играть
не играя...» Я только сейчас, на «Дяде Ване»,
понял, что имел в виду тот артист. Молодой
Дастин Хофман снимался в фильме «Марафонец»
вместе с мэтром Лоуренсом Оливье. Оливье
играл старого нациста, который весь фильм
пытался убить героя Хофмана. Говорят,
Хофман всегда восхищался тем, как
достоверно Оливье играл страшного убийцу,
садиста. Однажды Хофман подошел к Оливье и
спросил: «Как вам удается достичь такой
правды чувств? Я вот, чтобы ощутить
загнанность своего героя, не даю себе спать,
голодаю». На что Оливье снисходительно
ответил: «Молодой человек, а вы не пробовали
поиграть".
«ТЫ
УЖ ПРОСТИ,
ПАПА...»
— Когда звонила тебе домой, сын ответил таким басом, что я приняла его за тебя. А имя твоей дочки — Анастасии я даже видела в программке спектакля «Невесомая принцесса» напротив строки «художник».
— Да, дети совсем
взрослые. Настя уже оканчивает
постановочный факультет нашей Театральной
академии, курс Александра Орлова. Орлов ее
хвалит: говорит, она на курсе лидер, и вкус у
нее есть, и чувство гармонии. Девчонка она,
конечно, толковая.
— Я часто вижу Настю на твоих спектаклях. Она суровый критик?
— Да. Вот только что приходила
на «Бесов», так после спектакля
сказала мне: «Папа,ты
уж прости, но на твоей исповеди я уснула».
— Не обиделся?
— Нет. Совершенно.
— А сын чем занимается?
— А сын окончил школу и
пошел работать на стройку чернорабочим. Это
было его принципиальное решение. И я не стал
ему препятствовать. Человек хочет сам
строить свою судьбу — это его право. Вообще
у нас в семье хорошая атмосфера и дружеские
отношения. Когда за спиной такой дом, не
боишься искать и ошибаться.
Беседовала Жанна
ЗАРЕЦКАЯ
(«Вечерний Петербург», 30
января 2004г.)