«Жизнь Ильи Ильича» на фестивале «Балтийский
дом»
В Театре им. Моссовета на сцене «Под крышей»
было сыграно пять спектаклей
петербургского «Балтийского дома». Первым
была «Пьеса, которой нет», поставленная
Андреем Могучим (это не псевдоним), --
сочинение Евгения Гришковца для четырех
медитирующих артистов, во многом похожее
на мхатовскую «Осаду» и вообще на все, что
делает Гришковец в последние годы. Пятым --
спектакль молодого театра «Потудань»,
называющийся «Небо в чемодане, или Цуцики
в ночи», -- остроумное представление, в
котором Руслан Кудашов помог
осуществиться вечной мечте всех
кукольников, начиная с Карабаса Барабаса:
выйти на сцену живьем и посмотреть, что из
этого получится. Заметим: спектакли
нетрудно связать меж собою; в обоих
случаях темой игры оказывается актерская
свобода -- непривычная, доставшаяся даром,
почти заменяющая счастье. И о том же, если
подумать, были все прочие спектакли,
привезенные в Москву: и «Закулисный роман»
Николая Коляды, поставленный
руководителем «Балтийского дома»
Владимиром Тыкке, и «Бесприданница»
Островского, выпущенная Анатолием
Праудиным, и «Жизнь Ильи Ильича», в которой
русского национального героя Обломова
играет Петр Семак, замечательный актер
Малого драматического театра -- Театра
Европы.
Меньше всего сейчас хочется комкать
впечатления и мысли, втискивая в небольшую
статью то, что должно было бы составить
предмет нескольких длинных разговоров. Но
пространство для маневра отсутствует:
если выбирать предмет не по принципу «понравилось
-- не понравилось», а по степени его
собственной важности, наиболее
репрезентативным спектаклем «Балтийского
дома» оказывается именно «Жизнь Ильи
Ильича». Спектакль, в котором проявляет и
оправдывает себя странноватый статус «театра-фестиваля»,
т.е. театра, который по своему способу
существования обещает устроить праздник
из каждой премьеры.
Сейчас, когда новым «старшим поколением» в
режиссуре становятся те, кто еще недавно
ходил в «дерзких новаторах» (Васильев,
Гинкас, Додин, Фокин, Яновская и др.),
очевидно: никакой преемственности,
никакой смены поколений в нашем театре не
произошло. Те, кому за сорок, кое-как
устраивают свою судьбу, не особо
интересуясь предшественниками; те, кому
тридцать с укороченным хвостиком, вообще и
не думают встраивать себя в театральную
историю: с них, по их предположению, только
все и начинается.
Режиссер Игорь Коняев, поставивший «Жизнь
Ильи Ильича» (до того создавший себе имя
добротным и искренним, вполне ученическим
«Московским хором»), является счастливым
исключением из правила. Ему тридцать лет
ровно; он помнит и любит то, чему его учил
Лев Додин. Нет оснований говорить о том,
что объявился новый театральный лидер;
есть возможность сказать, что обнаружился
добросовестный и трудолюбивый режиссер,
которому хочется выявить нечто важное.
Обладающий при этом редким для
театрального мира качеством: отсутствием
эгоизма.
Спектакль Коняева моноцентричен; как и
должно быть, все самое важное в нем
делается для того, чтобы Петр Семак сыграл
роль, которую сыграть не смог бы никогда --
если бы не существовало «Балтийского дома».
По своему театральному назначению Семак
является ярко выраженным романтическим
героем; отсутствие в сегодняшнем
репертуаре пьес Шиллера и Гюго обрекает
его на положение «актера без амплуа»:
способного ко всему и готового на все. То,
что он может полноценно сыграть Илью
Ильича Обломова, даже не предполагалось
после отчаянного Николая Ставрогина в «Бесах»
и очаровательного Леонта в «Зимней сказке».
Вероятно, в театре Додина эту роль ему
сыграть бы и не довелось: режиссер,
вырастивший превосходнейший коллектив --
лучший из всех, существующих в нынешнем
театре, не слишком озабочен личными
актерскими судьбами; жизнь коротка, и
количество побед в ней немногочисленно.
Додин не стал бы ставить ничего специально
для Семака; Игорь Коняев -- взял и поставил.
Перечислять оплошности этого спектакля
можно долго: начиная от излишне резкого
суждения о пространстве, в котором
протекает жизнь Обломова (режиссер
совместно с художником Алексеем Порай-Кошицем
делают образом мира белую больничную
палату), заканчивая ничем не оправданной
финальной сценой, в которой Обломов-Семак
произносит нечто вроде исповеди,
выдержанной в таких интонациях, что впору
хоть Чацкому. О живой радости, которой
одаряет зрителей актерская игра, можно
говорить еще дольше. Лицо и жесты Семака
настолько хороши, что режиссер,
сознательно тушуясь, отходит в сторону:
что тут еще делать? Отдельные находки
сплавляются так, что оживает природа
персонажа: на том месте, где полагалось
быть роли, появляется душа и предъявляет
себя в полной непосредственности. Я
понимаю, что так о спектаклях не пишут; что
я нарушаю некие условия жанра -- а вот по-другому
не выходит.
Как интересно у Семака шевелятся глаза,
как играют губы, как слова в
произносящейся фразе сливаются в какое-то
получленораздельное существительное:
нетянемогутебеэтогосказать... Всякие
постановочные глупости -- насчет белого
медицинского шкафа, скелета в шкафу и
самого Обломова, который в финале займет
место скелета, -- простим и забудем.
Последим за артистом.
«Жизнь Ильи Ильича» -- спектакль, который
не может быть назван прекрасным, но должен
быть назван хорошей и тонкой работой. В
отсутствии гениев работу берут на себя
обычные таланты: кое-что у них иногда
получается. Театр «Балтийский дом», как я
его понимаю, создан именно для того, чтобы
талантливым людям жилось просторнее и
легче: свою работу он выполняет
превосходно.
Александр СОКОЛЯНСКИЙ
На главную
КРИТИКИ ПИШУТ, ЗРИТЕЛИ ЧИТАЮТ