Когда Сенчина пела с Пресли на глазах у Марлен Дитрих

 

Два десятка лет назад Ленинград был потрясен студенческим спектаклем «Ах, эти звезды!»

Весна 1983 года. В Кремле сидит Андропов Ю. В., в Смольном правит Романов Г. В. Ветра перестройки еще не беспокоят советский народ. Все тихонько и душненько. И вдруг в Ленинграде, на Моховой улице, 35, происходит взрыв чудовищной силы. Студенты 4-го курса Государственного института театра, музыки и кинематографии показывают премьеру представления «Ах, эти звезды!».

После нескольких спектаклей подступы к Учебному театру начинает перекрывать милиция, чтобы сдержать лавину жаждущих попасть в зал. (Позднее в Одессе, куда студенты приедут с гастролями, их будет охранять и конная милиция.) Два часа представления - это парад пародий на отечественных и зарубежных эстрадных звезд. Живых и ушедших. Тех, кто был калифом на час, и тех, кто останется навсегда. Элвиса Пресли удивительно похоже изображает некий Максим Леонидов. Некая весьма сексапильная Елена Кондулайнен просто вылитая Марлен Дитрих. А этот бесподобный короткоштанный Робертино Лоретти с пронзительной «Джамайкой» в исполнении студенточки Ирины Селезневой! Да ведь они почти все несколько ролей исполняют. Селезнева еще и Анна Герман, и Нани Брегвадзе, и Любовь Орлова, а скажем, Игорь Павлов - он и Джо Дассен, и Николай Гнатюк...

Студенты поют сами, поразительно смешно копируя ужимки, прыжки и гримасы Боярского и Тыниса Мяги, Сенчиной и ансамбля «Верасы»... Сегодня, в Международный день театра, некоторые из участников вспоминают, как это было.


Андрей Дежонов, он же Жильбер Беко:

 С первого курса мы пытались делать какие-то эстрадные номера. Даже были такие учебные задания. И в начале 80-х все были очарованы «Юноной» и «Авось». Захотелось сбацать что-то в похожем духе. Постепенно пришли к идее пародийного шоу. Движущей силой был Макс Леонидов, он со своим дирижерско-хоровым образованием стал у нас главным по музыке. А ставили спектакль руководитель курса Аркадий Кацман и два педагога - Лев Додин и Андрей Андреев. У Аркадия Иосифовича было поразительное чутье на то, что будет пользоваться успехом. Правда, в день премьеры Кацман ходил взад-вперед по лестницам Учебного театра и, страшно нервничая, говорил: «Или будет грандиозный успех, или нас закидают гнилыми помидорами».

После первых представлений мы поняли, что зал на Моховой не способен вместить всех зрителей, желающих посмотреть шоу, и стали выступать в «Юбилейном», а потом и в СКК. Но в СКК было всего два или три спектакля, потому что это был слишком огромный зал для нашей, в принципе, камерной постановки. И нас пригласила к себе Эмма Лавринович, директор «Октябрьского».

Почти все звезды советской эстрады, которых мы пародировали, посмотрели спектакль. Никто не обижался. Пугачева, например, сказала: «И хорошо, что меня изображают, значит, я действительно популярна». Долго «въезжал» Макаревич, очень он был серьезен, глядя на «Машину» в нашем исполнении. Мы придумали смешной текст для Андрея: «Концы моих начал и есть начала, и трудно будет сделать так, чтоб я молчал». Юрий Темирканов просто свалился под лавки и плакал от смеха. Запомнилось, что нас он назвал «музыкальными инвалидами». А Андрей Миронов, наоборот, сказал: «Да, так петь я уже не могу».

За выступление мы получали две концертные ставки, то есть 17 рублей. При стипендии в «сороковник» это было неплохо. А о больших деньгах никто тогда и не думал.

Дмитрий Рубин, он же Демис Руссос:

- Я придумал, как сделать так, чтобы мой голос вибрировал, колыхался, как у Руссоса. Спрятал под своим широким балахоном человека, который колотил меня по спине, когда я пел. На репетиции решили - а чего его прятать, пусть колотит открыто, так смешнее. Потом колотить стали двое. А сбоку стоял Андрюша Дежонов и обмахивал меня опахалом. Таня же Рассказова, которая была Эллой Фицджералд, поначалу прятала в бюсте магнитофончик, а под волосами наушнички. И пела, слушая настоящую Эллу. Потом она набралась уверенности и стала обходиться без техники. А когда Таня становилась Мирей Матье, ей подпевал солдатский хор, и это было что-то...

Надо еще сказать, что «Звезды» - один из двух наших дипломных спектаклей, второй - «Братья Карамазовы». После работы над Достоевским, тяжелой, изматывающей репетиции, шоу мы считали просто удовольствием, отдушиной.

Вскоре после премьеры состоялась свадьба Макса Леонидова и Иры Селезневой. Я у них был свидетелем. И на свадьбе впервые публично выступил «Секрет». А я стал потом писать для «Секрета» песни...

(Дмитрий Рубин - автор песен «Привет», «Именины у Кристины» и множества лучших хитов «Секрета».)

Регина Лялейките, она же Лайза Миннелли:

- В репетиционных залах в одном углу с проигрывателя орал Армстронг, в другом - Элла Фицджералд. Костюмы шили в мастерских учебного театра.

Я сначала хотела показать народную певицу Лидию Русланову, потом думала об Аманде Лир, но в итоге стала Лайзой Миннелли. На сцену юноши выносили ящик, из него высовывалась моя нога, рука и все остальное. Я пела песню из знаменитого фильма «Кабаре». И по той причине, что это выглядело слишком сексуально, мой номер вместе с несколькими другими вырезали из телеверсии спектакля.

Мы подготовили шоу в фантастически короткие сроки, за полтора месяца. Бесконечно благодарна за этот подарок судьбы профессору Кацману, за его тепло, добро и веру в нас. Он заражал нас азартом, куражом, такой хорошей актерской наглостью.

А что творилось в Одессе! На первое представление пришло не так чтобы очень много народу. Но уже на втором был переаншлаг. И когда в конце спел Утесов, им был Коля Павлов, раздался просто шквал аплодисментов. Старухи лезли на сцену, чтобы поцеловать руки Коле, то есть Утесову. Люди совали полтинники и сотенные за один только билетик, а тогда это были большие деньги.

Максим Леонидов, он же Элвис Пресли:

- Ох, как давно же это было! Каждый думал, в кого бы перевоплотиться? Тот же Андрюша Дежонов, который тогда был Анисимов, не очень, по-моему, представлял тогда, кто такой Жильбер Беко. Но Андрей был, коренастый, кучерявый, страшно экспрессивный - в общем, Беко, и все тут. Таня Рассказова, девочка из Днепропетровска, тоже плохо понимала, кто такая Элла Фицджералд. Поэтому на меня, как на самого музыкально образованного - я закончил десятилетку при Капелле, легла просветительская работа.

Происходили чудеса. У Коли Павлова не было ни голоса, ни музыкального слуха. Ну все мимо нот. Но когда он входил в образ Боярского или Утесова, он пел, как они, просто здорово!

Как мы аппаратуру доставали! Ну, что-то было свое, что-то институтское. А в основном бегали по комиссионкам. Но институт не мог рассчитаться с комиссионками по безналу. И мы с какими-то бумагами от

ЛГИТМиКа шли кланяться в Управление культуры, в Управление торговли, чтобы они разрешили такие расчеты. Чудовищные занятия! Но на приобретенной тогда аппаратуре начинали играть и те, кто стал потом бит-квартетом «Секрет».

Чем объяснялся наш успех? Тем, что Кацман сумел из капустника сделать театр. Сделать так, чтобы зритель не только с «хе-хе, ха-ха» уходил. Чтобы он вместе с нами радовался не только точному попаданию в образ или тому, как кто-то остро гипертрофированно показал своего героя. Но и проникался таким же уважением и даже преклонением перед теми, кого уважали и перед кем преклонялись мы - перед «Битлз», например, Джо Дассеном, Анной Герман, Утесовым...

Последний раз собирались курсом прошлым летом на годовщину выпуска. Съездили в Комарово на могилу Кацмана, потом навестили в санатории в Дюнах Додина. Дальше ребята отправились куда-то отмечать, а я не смог, были съемки.

Петр Семак, он же Адриано Челентано:

- Я решил стать Высоцким с его песней «Здесь лапы у елей дрожат на весу». Но Кацман посчитал, что после смерти Высоцкого прошло совсем чуть-чуть, и как-то это будет не очень хорошо. На самом деле, я полагаю, он просто был уверен, что власти к этому номеру плохо отнесутся. И я переключился на Челентано. Показал пародию Кацману, который Челентано не видел вообще. Аркадий Иосифович заявил: «Нужен номер». Я девочек-подпевочек подобрал. Кацман: «Нет номера!» Уже дело доходило до скандала, но тут к Кацману пришел Игорь Скляр и что-то рассказал про концерты Челентано. После чего Кацман на меня взревел: «Петя, вы преступник! Я был на концерте Челентано и видел, как он спел, стоя на голове». Да пожалуйста! И на голову встал. И на руках ходил.

В Одессе на гастролях меня избили. Я обычно появлялся на сцене, выпрыгнув из ложи в партер. И вот мне открывают дверь в ложу, а там вместо четырех человек примерно двадцать. Я расталкиваю народ, и какая-то тетенька шипит: «Нечего лезть вперед». Говорю: «Да я артист», начинают бить и выпихивать из ложи. Каким-то чудом все-таки выбираюсь, прыгаю на сцену с побитой мордой, и эта тетка мне кричит: «Ой, прости, сынок!»

P.S. Троих из артистов уже нет на свете. Ушли Владимир Осипчук, Николай Павлов, Иван Воропаев. Некоторые живут за границей - Владимир Некрасов (Тынис Мяги, Кикабидзе) в Финляндии, Анна Назарова в Америке, Ирина Селезнева после развода с Максимом Леонидовым обосновалась в Англии. Петр Семак, Регина Лялейките, Анжелика Неволина - известные петербургские актеры. Снимается в кино и играет в антрепризах Андрей Дежонов. У них звания, поклонники, цветы, овации. Но были ли они даже в самые свои звездные моменты так же счастливы, как тогда, в 83-84-м, когда, обнявшись, пели:

Кто-то, может быть, скажет, что не может быть
Этого никак,
Чтобы вместе с Сенчиной Пресли
Пел. Ну как же так!..

Андрей ПЕТРОВ. КП 26 марта 2004г.

 

Hosted by uCoz